» Статьи

О гибели экипажа вертолета старшего лейтенанта Ерыкалина
23 октября 1983 г. при выполнении боевой задачи по охране газопровода «Шиборган-Келиф» в ночное время суток на высоте 2000 м был сбит зенитной управляемой ракетой марыйский экипаж вертолета Ми-24 в составе командира экипажа капитана Ю. Ерыкалина, старшего летчика-штурмана лейтенанта С. Абдулина, бортового техника старшего лейтенанта В. Панкова, бортового механика рядового А. Саранчука. Вертолет взорвался в воздухе. Экипаж погиб [24].



23.10.1983 г. в зоне ответственности Керкинского пограничного отряда ночью при выполнении боевой задачи в районе Акчи (между Акчой и Шиберганом) был сбит зенитной установкой вертолет Ми-24 старшего лейтенанта Ерыкалина 17-го Марыйского отдельного пограничного авиаполка [2]. В составе экипажа погибли:
командир вертолета капитан ЕРЫКАЛИН Юрий Александрович
ст. техник вертолета ст. лейтенант ПАНКОВ Валерий Николаевич
ст. летчик-штурман вертолета лейтенант АБДУЛИН Салих Саитович
бортмеханик - воздушный стрелок-радист рядовой САРАНЧУК Александр Александрович

Из воспоминаний Паникаровского Андрея, в 1982-84 гг. сержанта, ст. мех.-водитель БМП № 772 ММГ-2 Шибирган на сайте и форуме ММГ:
Я был на месте падения вертолета - "жесть". Мы были там как только его обнаружили... А потом остатки взорвали. А стрелку срочнику повезло.
Когда мы подошли к остаткам вертолета, я своей машиной не выходил, меня посадили на какую-то БМП, 73 или 74, старшим, коробочки остановились метрах в 200-300 по периметру. 101-й вызвал добровольцев, собрать стволы, и найти останки. Зрелище было ужасное, когда борт падал пропахал борозду метров 50, когда я туда залез глубина была выше колена, и все это пыль, мы искали оружие на ощупь.
Борта как такового не было, хвост лежал в начале борозды, он отвалился, когда тот коснулся земли, от кабины целой осталась только передняя часть, это два метра куска металла и то искареженого. Но лобовое осталось только с правой стороны, по ходу.
Один из вертолетчиков был в останках борта, у него не было верхней части черепа, второго выкинуло из машины - там вообще кошмар... а стрелка не было. Потом нам сообщили, чтобы его не искали, у него день рождения что ли был или еще что-то, короче они не взяли его на вылет. А за останками бойцов прилетел борт с генералами, и их забрали. После минеры собрали в кучу все БэКа и взорвали. НУРСы при падении встали на боевой взвод, а мы там лазили в пыли, спотыкались...
Они, перед тем как его сбили, в этом районе постоянно вешали осветительную на парашюте. По всей видимости духи вычислили, говорили был одиночный выстрел из ДШКа или бура, когда кидали осветительную, он зависал в этот момент и был произведен выстрел. Стекло лобовое командира имело отверстие от пули. Передняя часть кабины, не считая днища, была целая, в стекле была дыра со стороны командира, по ходу левая сторона, а через правую пилота выкинуло. Выкинуло его в самом конце, когда останки кабины врезались в землю, где-то на метр. Когда борт бороздил землю, я так думаю, пилот "стер то, что ниже пояса сзади", торчали одни кости. Я видел многое, но это было... притом наши. Говорили, что командир вел борт, когда его убили второй пилот взял управление на себя, но была малая высота. Он не смог поднять машину, поэтому и борозда была метров 50-70. Он был сбит ночью, обнаружили его часов в двенадцать. Нам сообщили о падении борта в 4.00, все это время велись поиски, думали что он упал где-то в районе Мардиана. А мы стояли в ожидании.
Ночные постовые видели взрыв, взорвались бензобаки, но не поняли сначала что произошло, и впоследствии не могли понять, где произошел взрыв. Если я не ошибаюсь, разведка своим БТРом выходила на поиск. Но они осмотрели первую гряду сопок, а он упал за второй. «Стукач» потом сообщил, где упал борт, и мы тут же вышли туда. Даже если бы мы пришли сразу, они уже были мертвы, мы не могли им помочь. Слышал, что они не взяли бойца-срочника, пулеметчика, на борт. Он счастливец. Найти бы его, он может знает больше. Нам одно время говорили, что борт сбился с курса, но я как косвенный свидетель, с этим совершенно не согласен. Летая в Союз частенько, я уверен, летуны в слепую могли борт довести до заданной точки.
Их вроде было трое, может я ошибаюсь, но мы нашли троих. Прошло 25 лет... может что-то и забылось. Может это был «крокодил», 6-ти ствольный ДШКа и барабаны на 32-36 выстрела НУРСа. мы подобрали 3-и АКСу и два «Макаровых», остальное мы просто не могли найти. Может кто-то из саперов помнит больше. Барабан я точно помню, сам вытаскивал из борозды… Да - это был «крокодил», башня стрелка была под кабиной, поэтому мне запомнилось, что у него не было зада, ее свезло, когда борт бороздил землю. Мужики из оцепления делали фото, но где они?
Перед тем как прилетел МИ-8 с генералом, нас всех разогнали по машинам и мы смотрели со стороны, там остались разведка и саперы, летуны сами грузили 200-х.
Позже я был в отряде, отрядские говорили, что срочника перекинули в другую часть.

Из воспоминаний Плетнёва Сергея, в 1983-84 гг. бойца ИСВ ММГ-3 Мардиан на сайте и форуме ММГ-2:
Вертолет был сбит ночью над газопроводом осенью 1983 г. между Мардианом и Шиберганом. Мы были в засаде, на ночь встали у газопровода, между Мардианом и выездом на дорогу Шиберган - Балх. После того, как стемнело, услышали шум вертолетов. Перешли на их частоту и вышли на связь - они осветили местность. Вскоре после их пролета с ММГ по рации запросили - пролетали ли борты и сколько их было? Ответили, что пролетали, но один или два непонятно (слышали только шум двигателей). Запрашивали два или три раза. А часа в два - три ночи поступила команда - выдвинуться на поиск вертолета - и только днем нам передали, что место падения обнаружила группа с ММГ-2.
Ми-8 или Ми-24 я не помню, нам сказали, что один вертолет не вернулся - был сбит с ДШК.


Из воспоминаний Ефимова Николая, в 1982-84 гг. бойца ВС ММГ-2 «Шибирган»:
...это было ночью. Мы держали с ними связь, это ми-8, после полуночи связь с одним пропала, второй борт улетел. Утром мы выехали на поиск. Когда нашли... он у меня стоит перед глазами. Меня сначала поразило то, что летчики были голые и вроде бы кто-то их порезал лезвием, особенно тот который лежал недалеко от остатков борта. Я точно не помню, но мне кажется, они что-то привозили или к нам или к соседям...

Категория: Статьи | Добавил: zilok (16.09.2009) W
Просмотров: 2349 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0  
1 zilok   (18.09.2009 20:36)
Если бы отозвался кто-нибудь из вертолетчиков, они могли бы точнее по фактам рассказать то что произошло.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MМГ-2 Шибирган © 20.07.2007-2020
Хостинг от uCoz