Агитационно-пропагандистский рейд в кишлаки прибрежной зоны Аму-Дарьи
Из воспоминаний Богданова Роберта Артуровича, в 1986-87 гг. командир БМП № 776 1-й ПЗ ММГ-2 Шибирган:
Точную дату рейда назвать не могу. Ориентировочно вторая половина мая 1987 г. С 1-й ПЗ ММГ-2, находящейся на тот момент в Файзобаде, были привлечены четыре экипажа БМП № 772, 773, 775, 776. С утра вышли в Шибирган. Как обычно прошли мимо Даулотобада, и после него ушли правее, с целью выйти на участок трассы Андхой-Шибирган чуть западнее Шибиргана. Местность там имеет переходный характер от сопок к пустыне. Чистого песка, как такового нет, в основном невысокие «сопки». Одним словом складки местности. Этот рейд был своего рода «дембельский аккорд» «жуков» 85 г. призыва. Взяли с собой для обкатки новых механиков-водителй, которые должны были заменить «дембелей». Дойдя приблизительно до половины пути встали на кратковременный перекур, ушли со связи с «Березой» (позывной Файзобада), вышли на связь с «Шорой». На моей машине за штурвал сел молодой водитель, - Игорь Невидничий. Тронулись. Впереди идущие задали хороший темп, гонка получилась что надо. Игорь сразу неплохо себя показал. Все думали, что за штурвалом «Дизель», - Вовка Товкайло. В Шибирган прибыли до полудня. Колонна была практически готова к маршу. Пообедали. Встали в замыкании. Помимо бронемашин были транспортные машины с продовольствием и «товарами народного потребления». Дойдя до «28-го километра», повернули налево, пошли на север вдоль газопровода. (листы карт маршрута: J-41-120, J-42-109, J-42-097, J-42-085)
Очень доставал боковой ветер, выхлоп из эжектора сносило на меня и механика. Плюс жара. Хорошо хоть, что пыль в сторону сносило (кто знает, что такое пыль на марше, объяснять не надо, ощущения не из приятных). Спустя какое-то время начали попадаться песчаные участки. Дальше-больше. Начались барханы. Здесь и понадобилось проявить агитационную сущность рейда. Застряла в бархане по самые «бакенбарды» «барамбухайка» местного торговца. Надо помочь, иначе нельзя. Начальник ММГ Голоколосенко А.Н. приказал начальнику 1-ой ПЗ ст. лейтенанту Анацкому В.Г. остаться. Основная колонна пошла вперед, мы задержались. Анацкий говорит «Дизелю»: - тяни, - а он артачиться, - мол, масло из-под коренного сочится, не буду. НЗ приказывает, - тяни. Зацепили. Трос у нас был нестандартный, толстый. Дернули резко. «Барамбухайка» содрогнулась, но из песка не вышла. Стоит мертво. Еще раз дернули. Трос лопнул. НЗ приказал зацепить свою БМП, 772-ую. Лёва Коник дернул. Безрезультатно. Еще раз дернул. Результат налицо, - оторвали бампер. «Бабай» только руками развел. «Оказав помощь», продолжили движение. Колонну догнали быстро.
БМП № 772 на марше
Ближе к Келифу дорога стала получше, - песка поубавилось. На подходе 101-й связался с заставой. Позывной «Лодка». Зашли в Келиф, дозаправились топливом. Впечатлил мост с газопроводом через Амударью. И ещё запомнилась очень высокая гора на территории заставы. Я так прикинул, что не сахар каждый раз туда на пост карабкаться.
фото вантового моста (взято с форума "пограничник")
Был на территории заставы очень приличный бассейн. Искупались. На той стороне реки, - Союз. Контраст ощущается очень хорошо. Смотришь на тот берег, а там баржа пришвартована, самосвалы грунт возят. Самолеты АН-2 местных авиалиний летают… Другая жизнь. В Келифе заночевали. Моя смена была под утро. Дежурили с Невидничим. Было такое правило, - последняя ночная смена готовит завтрак для экипажа и десанта. Приготовили. После подъема позавтракали и продолжили движение. Маршрут, - западнее Келифа по дороге, идущей вдоль Амударьи (Амударья вне видимости). (листы карт маршрута: J-42-085, J-41-096)
Прибрежная зона очень сильно отличается от пустынной части. Очень запомнился один из пейзажей, - проезжали мимо небольшого перелеска, деревца были очень похожи на небольшие осины. Такое чувство, что не в Афганистане, а где-то в средней полосе России находишься. Однако этот перелесок был небольшим. Потом прошли через пару кишлаков. В кишлаках на улицах были очень приличные лужи, что нехарактерно для обычных кишлаков. Сказывается близость большой реки, и как следствие, подпитка грунтовыми водами.
Вода на улицах кишлака
Один из кишлаков хотели обойти южнее, по барханам. БМП двигались без проблем, а БТРы-«семидесятки» не тянули. Двигатели заунывно ревели, мощности не хватало. Эту затею бросили, и пошли по кишлаку. Сколько кишлаков прошли,- сейчас не скажу точно, - три или четыре. Если в километрах, - наверно около 20-25-ти от Келифа. Окончательно встали блоком напротив одного достаточно крупного (названия, к сожалению, уже не вспомню). Встали блоком, начали окапываться. Копали, а песок сыпался и сыпался. Здесь мне пришла хорошая идея, - обложить периметр верблюжьей колючкой, и кидать песок на неё. Песок в ней застревал, и сыпался не так сильно. Обустроились. Рядом, правее встал БТР со 2-ой ПЗ. На нем старшим был вновь прибывший майор Стороженко. Он приходил к нам обговаривать взаимодействие на случай возможных «неожиданностей». Он ещё оговорился, назвав СПШ - СПГ, что вызвало смех у «дембелей» (естественно после того, как он удалился). Потом по блоку проходил майор Рогов. Мою идею с верблюжьей колючкой похвалил, но сделал замечание по-поводу того, что место для наблюдателей просматривается из кишлака, и указал место, где следует сделать окоп для наблюдателей. На само мероприятие по раздаче товаров и продуктов, я не привлекался. Как и что происходило в кишлаке, рассказать не могу. С блока было слышно, что «вещала» мангрупповская «балаболка» на базе БРДМ (водитель Костючук Рома): агитировали на «нерусском языке», кажется, песни какие-то крутили, тоже «нерусские». Сколько там стояли, точно не помню. Похоже, что снялись на следующий день. Ночь запомнилась обилием комаров. Не давали уснуть. Выход нашел простой: в «десанте» выкурил подряд несколько сигарет (хоть и не курил), комары стали вести себя менее активно, и была возможность уснуть. На посту ночью одевали комбинезоны с пропиткой (спецодежда для ремонта). (Когда спустя два месяца снимались в Прибрежку с операции в Джангаль-Арыке это учли, и взяли с собой полфляги репеллента). Утром «снялись» и пошли обратно. При проходе одного из кишлаков над нами появились афганские «борты», обильно посыпав нас агитационными листовками. Я взял 3-4 штуки. Бумага была глянцевой, с обратной стороны чистая. Я её потом использовал для писем друзьям (типа открытки афганские). Жаль, что не отправил одно из писем домой (все мои письма были сохранены). Опять же не обошлось без приколов. На обратном пути выяснилось, что в баке у бензовоза (ЗиЛ-131) кончился бензин. Возможно, что сколько-то бензина ему нацедили из БТРов, но то, что ему еще и дизтоплива налили, это точно. Чадил как хороший паровоз, но до мангруппы доехал. Еще один нехороший эпизод произошел, когда уже шли маршем по асфальту. Колонна остановилась. 773-я БМП въехала в корму 775-ой. Не успел водила тормознуть. (Мы с Димой Тютеревым (ком. 773) вспоминаем иногда этот случай, смеемся от души). В итоге 775-я получила повреждения: сорвало нижнюю поворотную опору конвейера, кормовые двери открывали в мангруппе, зацепив трос за БТР.
Стоит Афонин Виталий командир БМП № 775, скончался 01-08-92
Афонин Виталий Михайлович 27.08.1967- 01.08.1992
По прибытию в Шибирган, наш начальник заставы ст. л-нт Анацкий похвалил личный состав за то, что мы себя неплохо показали, но из-за инцидента на дороге, он воздержится от написания наградных. Похоже, что мероприятие прошло успешно, за что командование мангруппы могло поставить себе «галочку» за успешное проведение агитационно-пропагандистского рейда.
Роберт, спасибо за подробное описание еще одного малоизвестного эпизода боевой деятельности нашей мангруппы! Вспоминай еще, отлично получается. Печально только, что не все наши сослуживцы, пройдя Афган, дожили до сегодняшнего дня. Наши воспоминания - это ПАМЯТЬ и о них тоже.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]