Костя, спасибо! Камалетдинова читал - мне понравилось, он пишет доступно для нас неученых. Вамбери тоже неплохо написал, но уж больно много эмоций. А вот древние переводы - читать - морока одна, не могу себя заставить. Мне еще интересна мечеть Шахи-Мардан - она недавно была отреставрирована канадцами, а в наше время была почти полностью разрушена. Похоже она имеет для мусульман тоже большую ценность, там похоронен почитаемый святой. Видимо поэтому это место для нас было самым неприятным по дороге в Шибирган до асфальтового шоссе, постоянно там обстрелы были и всегда приходилось при проводках колонн ее блокировать. Фотки этой мечети у нас на сайте есть и старые и отреставрированной. Там сейчас службы идут и народу очень много, судя по фотографиям. От этой мечети если повернуть вправо и объехать придорожные кишлаки Чакмани - будет большой кишлак Ханчарбаг, где нам тоже не хило доставалось, это центр района (алакадарийя), так вот я нашел примерный перевод этого слова - Ханский чарбаг или летняя резиденция хана (дача короче), это верно? Наверное поэтому кишлак и стал центром р-на и был достаточно богат и сегодня там судя по фоткам немцев, разные промыслы развиваются. Что касается того что старая крепость была в 5 км от города - все может быть. Смотрел ту же гугловскую карту - у амеров центр не там обозначен, где мы считали, а потом в пустыне при набегах и уничтожении города, новые поселения могли быть построены уже в др. местах, но там где я говорил - похоже на старые развалины, может это и не она, потому и интересно узнать.
В отличие от Шибергана (история которого насчитывает более 3 000 лет), Андхой упоминается впервые лишь в 8 веке по Р.Х., что, правда, не исключает его более раннего основания. Серьёзных археологических исследований этих мест до сих пор не проводилось.
Да, везде в источниках об Андхое (Анхуд, Анхуз, арабизированная форма Нахуд ﺫﻭﺧﻨ или ан-Нахуз, Андхуз и т.п.) говорится, что это город в пустыне или степи и горам там взяться неоткуда. Этот город, согласно Ш. Камалиддинову, в своей нынешней форме: ﻯ ﻭﺧﺪﻧ ﺁ (Андхуй или Андхой) начинает упоминаться лишь с XIII в., именно тогда (в 1201 году) город был взят кара-китаями и его крепость разрушена. Весьма маловероятно, что упомянутая тобой крепость и есть та, разрушеная кара-китаями. В более позднее время Андхой состоял из внутреннего и внешнего города. Крепость Андхуд упоминается также в XV в. в сочинении Бабура [Бобур, Захириддин Мухаммед. Бабур-наме. Записки Бабура. — Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1958, стр. 145]. В XVII в. Махмуд ибн Вали называет крепость Андхуд небольшой по величине, поэтому, жилые кварталы, городской базар, мечети, ханаки и медресе были расположены за ее пределами [Махмуд ибн Вали.— Море тайн относительно доблестей благородных (География). Введение, перевод, примечания, указатели Б. А. Ахмедова. — Ташкент: Фан, 1977, с. 18]. Скорее всего – остатки именно этой крепости и находятся при выезде из современного города. В Тохаристане и Хорасане подобное встречается нередко.
В таком случае это и есть Кухна-кала («Старая крепость»), жизнь в которой продолжалась до последней четверти XIX века. Правда, Камалиддинов, вслед Бартельсом и Б. А. Ахмедовым пишет, что Кухна-кала находится «на расстоянии 5 км к югу» от Андхоя.
«Единственным архитектурным памятником древности, сохранившимся в Андхое, является купольный мавзолей Баба Вали Сахиб или Баба Шукраллах 'Абдал, который является местной мусульманской святыней» [Durman Tepe and Lalma. Buddhist site in Afghanistan surveyed in 1963—1965. Ed by prof. C. Mizuno. — Kyoto University, 1968, 1, с. 506].
Михаил, я собираюсь разместить на новом историческом сайте объединения главы из исследования Ш. Камалитддинова о городах Тохаристана, касающиеся мест дислокаций ММГ. С небольшими дополнениями и комментариями «от себя». Дело не завтрашнего дня. Но постепенно что-нибудь да получится, надеюсь.
Вообще говоря, на сайтах тревелистов обычна путанница с аннотированием снимков даже сделанных местными житетелями или приезжими из соседних Балха, Херата и Мазарей. Нередко под снимками сделанными в Фарах пишется, например, что это Бадгис, Снимки моего Таша определяются как Мазар-и Шариф и и.п. Ещё чаще "приблизительная" привязка: "вблизи Мазари", "на дороге Мазари-Кабул", "район Самангана". Что уж говорить о том, что большинство снимков и вовсе не подписываются. Тут мы ещё много раз шею свернём. Есть и та проблема, что помимо достопримечательностей вокруг современных дорог, в выставляемых в Инете снимках почти нет ничего другого. А ведь подавляющее большинство памятников старины находятся в Тохаристане именно в отдалении от основных магистралей.
На этом фото позади кишлака отчетливо видны горы, в Андхое ближайшие невысокие сопки на расстоянии около 10 км и в сторону сопок ведет одна дорога на Шибирган мимо нашей крепости и мечети Шахи-мордан - это не та дорога. Параллельно еще была широкая улица, но она выходила прямиком на поле и Андхойскую крепость и она вся обнесена дувалами была. На базарной площади в центре Андхоя дома 2-х этажные, посмотри в альбоме "Андхой" там их достаточно и с тех времен и современных - почти все также осталось. Горы повыше начинались только в р-не Файзобада по пути в Меймене. Костя, ты не знаешь что за остатки старинной крепости в Андхое? Если ехать в Союз, но не сворачивать в центре на 7-ю ПЗ, а прямо - там на возвышенности она была. И еще хотел спросить - действительно ли Андхой мог быть основан Александром Македонским?
Спасибо, Михаил. Я пока лишь собираю материал по Андхою, даже не с чем сравнивать, так мало фотографий. Со временем, надеюсь, буду представлять ваши места более "зримо". Спасибо ещё раз. Жму руку. К.
Костя, спасибо! Перевод чуток подправил. Пейзаж этот конечно напоминает андхойский, но мне кажется Noor Mohammad Khan ошибается. В Андхое центр (базарная площадь) выглядит по-другому, это или какой-то большой кишлак в Андхойском оазисе ближе к Меймене или вообще места другие.
Автор сопровождает фотографии весны 1978 года следующим комментарием (приводится в сокращении):
"Afghan Turkestan. I was in Afghanistan between 1975 and winter 1979. These pictures are from these times. Between Zahir Baba (the King) and the Russian invasion. The days of Daud, and then Tarraki. These photos are from a trip I made in the early spring of 1978 from Mazar-i-Sharif to the city of Herat. Part of the way it was raining and much of the roads consisted of muddy ruts. We drove in Russian trucks that were very high off the ground. On many hills the passengers had to get out and walk so the trucks could get across without slipping and sliding out of the mud ruts. [...] The journey actually started in Sibragon. I had gone from Mazar to Balkh by bus, spent some days in Balkh, the bus to Aqcha for a few days, then bus again to Sibragon. From there it took 4 days to cover the distance to Herat by truck".
Перевод: "Афганский Туркестан. Я находился в Афганистане в период между 1975 и зимой 1979. Эти фотографии – того времени. Между правлением короля Захир Шаха (Zahir) и российским вторжением. Дни правления Дауда, и затем Тараки (Tarraki). Эти фотографии – сделаны в поездке из Мазари-Шарифа до города Герата, которую я совершил в начале весны 1978. Во время её [временами], шел дождь и большая часть дорог, представляла собой размытую колею. Мы двигались на русских грузовиках, которые имели очень высокие борта. На многих холмах пассажиры вынуждены были выходить, с тем, чтобы грузовики могли подняться вверх по склону, скользя по грязи. Настоящее путешествие началась в Шибергане. Из Мазари в Балх я ехал на автобусе, провёл несколько дней в Балхе, затем автобусом в Aкчу на несколько дней, и оттуда автобусом снова в Шиберган. Для того, чтобы покрыть расстояние до Герата на грузовике, требуется 4 дня". Оригинал размещён по адресу: http://www.pbase.com/noorkhan/turkestan
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]